Обо мне

Моя фотография
Психолог. Чувашское республиканское отделение Федерации спорта слепых

среда, 20 июля 2011 г.

КТО НАС ВЫВОДИТ В МАСТЕРА

Июль, 20-е число... Для кандидата в мастера, выводящего эти строки в приласканной лучами безжалостного солнца чебоксарской четырехэтажке, как и для миллионов шахматистов по всему миру, сегодня праздник. Пусть без шампанского и фейерверков, но все равно - праздник. Праздник людей, близко знакомых с такими терминами, как "Стратегия", "Тактика", "Гармония", "Анализ", "Дерево расчета" и т. д. и т. п. Все это каким-то непостижимым образом возникает каждый раз, когда горстка белых и черных фигур исполняют свой магический танец на маленькой доске размером 8х8. Я не случайно написал "непостижимым", ибо день постижения "Загадки шахмат" означал бы по сути их исчерпание и "ничейную смерть". Элите, вооруженной мощными компьютерами, возможно, так и думается порой... Но пока есть мы, обычные игроки, способные практически в каждой партии совершать ошибки, шахматы не умрут... 
Читатели, вероятно, в некотором недоумении: заметка-то называется "Кто нас выводит в мастера"... Да, вы правы, поначалу я просто хотел поместить здесь свою статью "Памяти наставника" с небольшим вступлением, но... "пробило" на общие рассуждения о нашей любимой игре. 
Ну, а теперь обещанное...

Памяти наставника

Недавно ушел из жизни Василий Николаевич Чернышев, педагог, наставник не одного поколения детей нашего интерната… Признаюсь честно, не думал, что вот так, после первого же предложения, эмоции отгонят меня от монитора… Бывает так, что трудно писать, возникает ощущение, что слова не передают ничего… Походил по комнате туда-сюда… Эх, «Великий и могучий…», давай попробуем хоть что-то передать, хоть сотую часть…

Весна 1980-го года. Чемпионат России среди школьников в городе Нерехта Костромской области. Мне – 17, и я – дебютант подобных турниров. Не уверен, конечно, на 100%, но тогда говорили, что это первый Чемпионат России среди слепых и слабовидящих детей. Не уверен также, что попаду в абсолютную истину, но… рядом был он, Василий Николаевич, и (я все-таки выведу эти строки с клавиатуры) именно благодаря ему, этот мой дебют вписан золотыми буквами в мою спортивную биографию. Да, можно быть грамотным, теоретически подкованным шахматистом, но, не обладая эмоциональной устойчивостью, в жесткой турнирной борьбе не показать хорошего результата. Но рядом был он… Конечно, за давностью лет эпизоды его отеческой опеки поистерлись из памяти… Но один момент я помню совершенно отчетливо. Железнодорожная станция. Солнышко пригревает. И видимо, я тогда сиял не слабее небесного светила, рисуя в своем воображении потоки здравиц по случаю нашего триумфального возвращения домой… Василий Николаевич посмотрел так на меня и сказал с любовью, но строго (как умел делать только он): «Не зазнавайся…» Он знал цену успеха…

Все, не могу больше писать, уж простите. В жизни многих ребят из интерната Василий Николаевич, как говорят психологи, был значимым взрослым. А я вам поведал, кем он был для меня…
  

1 комментарий:

  1. Ну вот твои слова расстроили и меня по тому как и для меня он был в школе фигурой номер один!!! Закончив школу вот уже... ну о количестве лет писать не будем но все эти годы ощущалось его отношение к нам маленьким спортсменам, пусть не олимпийским звездам но звездочкам мы первые кто начал приносить медали школе за спортивные успехи, и все это благодаря Василию Николаевичу, был момент когда я пыталась бросить легкую атлетику а не тут то было даже к директору нас вызвал лишь бы мы остались и за это ему спасибо, это были лучшие годы!!И самое главное как же было приятно видеть при посещении школы свои фотографии на доске почета в спортивном зале, а ведь наши рекорды давно уже побиты!!

    ОтветитьУдалить